Мир искусства

Картина Левитана И.
"Золотая осень"


    Исаак Ильич Левитан в картине "Золотая осень" очень точно и поэтично смог передать волшебство уголка русской природы в погожий день ранней осени. Невозможно оторвать взгляд от прощального праздника красок.
     Как прекрасен и прост привычный пейзаж! Мне кажется, что я стою в глубине луга и любуюсь неширокой речкой, которая спокойно несёт синие воды меж невысоких берегов. Слева - крутой пригорок с тоненькими берёзками в пурпурно-золотистом наряде и двумя осинками с уже почти облетевшей листвой. Тихо и чудесно в берёзовой роще. Только листочки чуть слышно шуршат и лопочут. Они устлали траву, понемногу желтеющую и тускнеющую, мягким разноцветным ковром. Привлекает внимание местами непривычно яркая зелень, которая скоро исчезнет. Вдали видны красноватые ветки кустарника.
     На правом берегу реки в изумрудных сарафанах красуются ивы. Они из последних сил сопротивляются пышному увяданию природы. Одиноко стоящая берёзка указывает поворот реки. На поверхности речной глади отражается лазурное небо с белыми облаками.
     Мой взгляд движется за течением реки, и на заднем плане открываются в "багрец и золото одетые леса". В просвете между ними стоят маленькие крестьянские домики. Около них зеленеют озимые.
     Осенний день, изображённый художником, пронизан светом. Здесь преобладают яркие краски. Я думаю, что И.И. Левитан, работая над своим знаменитым пейзажем, повторял строки мастера поэтического слова А.С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!...
     Благодаря тому, как художник написал "пышное природы увяданье", я почувствовала скрытое дыхание золотой осени, дарящей мне незабываемые минуты восхищения прекрасным.
 

Картина И.И. Шишкина «Рожь»


     Я смотрю на картину талантливого художника И.И. Шишкина «Рожь» и любуюсь золотистым полем. Как хороши высокие густые, наклоненные к самой земле, тяжёлые спелые колосья! Мне кажется, что я иду по этой поросшей травой, убегающей лентой вдаль, просёлочной дороге. От лёгкого дуновения свежего ветерка колышется, волнуется янтарное и необозримое поле ржи.  Я слышу, как весело стрекочут кузнечики, и тихо поёт упругий налитой колос. Ведь близится жатва – пора сбора урожая.
       Среди ржи растут несколько вековых могучих сосен. Они выросли на просторе. Сосны – богатыри охраняют щедрое бескрайнее поле. Они, словно великаны, достают мощными верхушками легкие воздушные облака, скользящие по голубому небу.
      Вокруг раздолье и волшебство русской природы. Как легко и прекрасно мне в этом родном и привольном поле.


Картина В.В. Маторина "Дмитрий  Донской"



     Виктор Викторович Маторин современный талантливый художник. Его любимый творческий жанр - исторический. Особенно художнику удалось показать свой неповторимый стиль и наиболее ярко выразить творческую индивидуальность в серии картин, посвящённых Куликовской битве.

    Меня восхищает его картина "Дмитрий Донской".  Это исторический портрет великого князя московского. Своё прозвище он получил после разгрома полчищ Мамая на Куликовском поле между Доном и Непрядвой.

       В центре изображён высокий плотный человек с  окладистой бородой и большими умными глазами в полном расцвете своих сил. Выражение лица Дмитрия Донского напряжённое, суровое. Он как будто всматривается вдаль. Брови сдвинуты, губы сжаты. Лицо обветренное, загорелое. Правую руку он положил на грудь, словно даёт клятву. Руки у него трудовые, сильные с вздутыми венами. Князь изображён без шлема. И всё-таки он одет в воинские позолощеные доспехи, а слева яркий, наброшенный поверх них плащ.

      Я смотрю на освещенное солнцем лицо Дмитрия Донского и понимаю, что он не только мужественный воин, но и великий труженик. Ведь В.В. Маторин показал князя не в битве среди воинов, а на фоне строящихся белых стен Кремля. За спиной героя изображено то, за что он готов отдать жизнь: Родина и вера. Я почувствовала, что такого воина поддержит вся Русь  и церковь, и он клянётся не пощадить себя ради них. Ради вот этой счастливой жизни на берегу Москвы - реки, где стоят телеги с товаром, который может быть, привезли по реке в город из дальних краёв, возможно, какой-то товар вывозят из него. Да, я уверена, что князь Донской не только воин, он мечтает видеть свою Русь  богатой.
       Глядя на картину я ощутила, что вот такими защитниками может гордиться святая Русь.
 

Три богатыря М.В. Васнецова 

 
      "Богатыри" - одна из любимых моих картин известного художника В.М. Васнецова. На ней изображены три русских богатыря: мужественный Илья Муромец, отважный Добрыня Никитич и находчивый Алёша Попович.
      Не зря художник поместил их рядом. Глядя на богатырей, я чувствую их сплочённость, решимость и стремлении не пропустить врага. Ведь за спинами богатырей - Русская земля: поросшее желтеющей травой бескрайнее поле; дремучий непроходимый лес; грозовое, с плывущими свинцовыми облаками, небо. Чистота и гармоничность цвета красок, помогла мне увидеть и ощутить родной и величавый образ Руси.
     В центре на вороном могучем коне сидит старший и самый крепкий богатырь - Илья Муромец. Его образ полон спокойной мощи. Булатная палица свисает с его правой руки, а в левой руке - щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове - шлем. Богатырь поднёс ко лбу руку и зорко всматривается вдаль: нет ли где Чёрной силушки. 
     Слева от Ильи Муромца на белоснежном добром  коне сидит средний богатырь - Добрыня Никитич. Одежда у него богата и нарядна. Драгоценные  княжеские доспехи одеты поверх боевой кольчуги. Порывистый, благородный богатырь уже вынимает меч из ножен, и кажется, что вот сейчас верный конь унесёт его в бой.
      Справа от Ильи Муромца на рыжем коне сидит младший богатырь - Алёша Попович. Его хитрый и лукавый взгляд устремлён вперед. Он не так силён, как его товарищи. Однако, богатырская рука уверенно держит лук, а стрела у него всегда наготове. И всё-таки Алёша умеет не только воевать, а ещё потешить своих друзей: в правой руке у него - гусельки .
     Я восхищаюсь талантом великого художника, который смог показать, что на земле нет такой коварной и страшной силы, которую бы не смогли победить русские богатыри.
Встреча с прекрасным

    Я впервые посетила Ирбитский государственный музей изобразительных искусств и увидела прекрасную живопись, а также гравюры европейских мастеров XVII- XIX веков. Настоящая выставка – подарок Государственного Эрмитажа нашему музею в ноябре 1975 года.
     Изюминкой выставки стала картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», созданная в мастерской Питера Пауэла Рубенса. Удивительна история странствий полотна на протяжении четырех столетий. Картина поступила из Эрмитажа, как копия с оригинала Рубенса и была серьёзно повреждена. В ходе реставрации в июне – октябре 2012г. и проведённое специалистом химическое исследование полотна подтвердило подлинность картины.
     Искусная и кропотливая работа реставраторов г. Н-Тагила раскрыла всю красоту экспоната. Я не увидела крупных царапин, порезов, потёртости до холста авторской живописи. Картина вновь засияла цветовой гаммой. Глядя с восхищением на картину, я увидела, как кисть художника точно передала мягкость волос, гладкость и теплоту кожи, игру атласа одежды. Колорит картины подчёркивает её печальное содержание. Не случайно Рубенс прибегает к своей особенной манере письма глаз: живых, блестящих, влажных, наполненных слезами. Яростно стиснутые руки Марии усиливают эмоциональный накал картины, лучше помогают понять её настроение. Картина нас трогает и волнует, заставляет переживать вместе с героиней.
     И всё-таки, утраченная навсегда и потерянная для художественного мира картина Рубенса вновь зажгла огонёк музейной жизни в нашем старинном уральском городке.   
 
Моя деревня Марк Шагал

 
Художник Марк Шагал на картине «Моя деревня» изобразил  зимнюю улицу своего родного города. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда снег окутал землю и дома мягким белым покрывалом. Дома плотно прилегают друг к другу, а в конце улицы почти сливаются.
И всё-таки он использует цветовой контраст: белый, светло-серый тон в сочетании с жёлто-серым и лилово-фиолетовым. Присутствует и любимый цвет художника – зелёный: небо, дома, снег. Он считает: зелёный цвет жизни и любви к жизни.
Загадочный момент в картине: лошадь с человеком в санях летит через дома так естественно, как они бы мчались по улице. Здесь свобода фантазии художника. Ведь, собственно, это и есть «их улица» - небо. В этом лежит отблеск авторской иронии: его мир существует вне времени.
Я смотрю на картину и ощущаю жизнерадостное настроение благодаря цветовой гамме, а неповторимость городской вселенной удивляет и завораживает.
 
Часы с синим крылом Марк Шагал
 
    Часы занимают большую часть картины. Это уже необычно. Они символизируют текущее время, время жизни. Я думаю, синее крыло птицы означает, что время летит быстро, как птица.
 


Часы Марк Шагал
 
 
    В этой картине самое необычное - гигантские часы, по сравнению с крошечной фигуркой человека у окна. Художник подчёркивает, что в этой комнате царит Время. Оно давит, наваливается непосильной ношей. Часы тикают, маятник раскачивается, а в жизни человека ничего не меняется. Маршал Шагал рассказал об одиночестве маленького человека, задавленного грузом времени, которое не наполняется никакими событиями. Эта картина о власти Времени над одиноким человеком.
      Я поняла, что художник хотел показать часы протекания жизни.
 

3 комментария: